Как я использую комплект пособий для обучения чтению?

Комплект пособий для обучения чтению — подробнее читайте здесь http://nachalo4ka.ru/komplekt-posobiy-dlya-obucheniya-chteniyu/

А теперь чуть подробнее о том, как я его использую на своих занятиях с дошкольниками.

Первое что необходимо сделать — все распечатанные пособия классифицировать.

Страницы букваря и приложения я распечатала и разложила в папку с файлами. У меня приложение расположено в конце букваря. Упражнения из приложения у меня не для всех подряд учеников. Подход сугубо индивидуальный!

Карточки для упражнения «Вставь пропущенную букву» я тоже распечатала и вложила в прочные файлы, это дешевле, чем ламинировать. Файлы с карточками просто вложила в прозрачную прочную папку. Подробнее об этом пособии здесь http://nachalo4ka.ru/posobie-vstav-propushhennuyu-bukvu-ili-slog/

Все разрезные карточки у меня распечатаны и разложены по буквам. Купила в магазине пластиковый контейнер для специй, а в нём есть перегородки. Расставила карточки в порядке изучения букв, отделив каждую букву закладкой. Теперь я легко нахожу любую карточку.

Работаю по традиционной системе обучения чтению.

Это основные этапы занятия:

  1. Повторение изученных звуков и букв.
  2. Знакомство с новым звуком и новой буквой.
  3. Упражнения для запоминания графического изображения новой буквы.
  4. Чтение слогов, слов с новой буквой.
  5. Письмо слов (составление слов из букв-карточек с проговариванием!) с изученными и новой буквой.
  6. Письменная работа в рабочей тетради.

Теперь расскажу чуть подробнее о каждом этапе занятия.

  1. Повторение изученных звуков и букв.

Пособия: карточки с картинками для выделения первого звука, карточки-буквы, карточки «Вставь пропущенную букву».

Варианты работы:

  • Раскладываю карточки-картинки. Ребёнок называет слово, выделяет первый звук, обозначает его буквой.
  • Можно наоборот: разложить изученные буквы, ребёнок называет их (звуком!), а потом произносит каждый изученный звук и подбирает картинку-слово, которое начинается на этот звук.
  • Выдаю несколько карточек для упражнения «Вставь пропущенную букву» и карточки с буквами. Слова на карточке или проговариваю, или выкладываю рядом соответствующую картинку. Ребёнок проговаривает слово, определяет, какая буква пропущена и выкладывает её.

На одном занятии я применяю только один из этих вариантов.

2. Знакомство с новым звуком и новой буквой.

Пособия: карточки-картинки на новый звук, карточки с новой буквой (заглавной и строчной).

Этот этап короткий. Выделяем первый звук в словах, обозначаем новой буквой. Объясняем значение слов. Значение знакомых слов ребёнок объясняет сам, а значение незнакомых, конечно, я.

3. Упражнения для запоминания графического изображения буквы.

  • Самый идеальный вариант — ассоциация! На что похожа буква? Но здесь я пока не могу предложить вам пособий. Полагаемся на фантазию ребёнка и свою фантазию.
  • Создаем образ буквы с помощью палочек, верёвочки, пластилина. Есть мнение, что этот вид работы не эффективен и отнимает много времени. Но я  его использую, потому что каждому ребёнку очень нравится создавать образ буквы. А это положительные эмоции!
  • Пишем букву маркером на маркерной доске. Тоже детям очень нравится!

4. Чтение слогов, слов с новой буквой.

Пособия: карточки со слогами, букварь, указочка.

Ребёнок читает новые слоги по карточкам. Далее, слоги и слова в букваре. И обязательно с указочкой!

Здесь мы плавно переходим к следующему этапу:

5. Запись слов с новой буквой.

Слова ребёнок пишет с помощью карточек-букв и обязательно с проговариванием.

Пособия: карточки-буквы, звуковые картинки, маркер и маркерная дощечка.

Пишем слова с помощью карточек-букв (обязательно с проговариванием!). Таким способом на одном занятии можно много слов написать и предложений тоже.Учимся списывать слова и предложения из Букваря. 

6. Письменная работа в рабочей тетради.

Впрочем, это не совсем рабочая тетрадь. Это лист форматом А4 с напечатанным заданием. Каждый новый листок я выдаю только на занятии. А уже после выполнения листочки вкладываем в папку с файлами. И рабочая тетрадь собирается в процессе всех занятий.

Под листок подкладываю картонную маркерную дощечку. Это обязательно. На ней писать и раскрашивать удобнее и приятнее. Раскрашиваем только мягкими цветными карандашами. Пишем простым карандашом. Если буква не получилась, то стираем ластиком.

Пишем только печатные буквы, заглавные и строчные. Я выписываю в начале строки образцы, задаю интервал между буквами, а дальше ребёнок пишет сам. Я считаю, что шестилетним детям уже не нужны  всевозможные обводилки букв. Только сами, причём каллиграфически, терпеливо, с усердием и прилежанием. Шаг за шагом, занятие за занятием … Всё постепенно приходит. И прилежание, и усердие, и терпение вырабатывается, и трудолюбие.

Руководствуюсь пословицей: «Услышу — забуду, увижу — запомню, сделаю сам — и это станет моим».

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Конечно, можно научить ребёнка читать и писать играя, но я считаю это вредным, потому что, чем дольше вы будете оберегать ребёнка от серьёзных занятий, тем труднее для него будет потом переход к ним.» (КНИГА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1864 г.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.