Методика скорочтения. Упражнения для расширения поля зрения.

открытая книгаЗдравствуйте, уважаемые коллеги и  заботливые родители!

Наконец-то я вернулась к начатой мной, ещё в конце июня, теме «Обучение динамическому чтению». Напомню Вам, что это методика развития скорочтения.

Малое поле зрения — это один из важных факторов, который мешает быстрому чтению. Сегодня, я познакомлю Вас с несколькими упражнениями, которые помогут расширить поле зрения.

Разрезанные тексты.

Тренировочные тексты разрезаются по вертикали на две или три части, которые сдвигаются одна относительно другой как по вертикали, так и по горизонтали, тем самым, читая подобный текст, глаза совершают волнообразное движение, в результате чего тренируется мускулатура глаз и расширяется поле зрения.

Также в ходе упражнения тренируется внимание и память, поскольку наличие разрывов в строке вынуждает все время удерживать высокую концентрацию внимания, и сохранять в памяти уже прочитанное.

Таблицы Шульте.

Подготовьте ряд таблиц по образцу.

Таблицы Шульте

Задача сводится к тому, чтобы очень быстро найти все цифры в возрастающей последовательности от 1 до 25 без пропусков, соблюдая следующие условия:

1. Перед началом работы с таблицей взгляд сфокусировать в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком.

2. При поиске следующих друг за другом цифр фиксация глаз также должна бать  в центре таблицы.

Глядя в центр таблицы панорамным зрением, требуется увидеть и прочитать всю таблицу. Вначале тренировка проводится на самом малом квадрате, сторона которого не больше газетной колонки. Освоив это задание, можно переходить к работе с таблицей большего формата.

Чтение-спринт заключается в том, что ребенок на максимальной для него скорости читает про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы. А после прочтения отвечает на поставленные взрослым перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения взрослый поторапливает ребенка: «Быстрей, быстрей, еще быстрей!», добавляя при этом: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить чтение-спринт перед чтение вслух каждого текста.

Перед чтением следует подготовить ребенка психологически, дать команды: «Приготовиться! Внимание! Начал!» При обучении чтению-спринт используется следующая памятка:

Памятка:

Плотно сожми губы и зубы.

Читай только глазами.

Читай, как можно быстрей.

Ответь на вопросы к тексту.

Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание. А после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные взрослым перед чтением вопросы к тексту. Цель чтения со счетом слов – загрузить уши ребенка посторонней работой – счетом слов. В этом случае ребенок лишен возможности произносить текст просебя. Ребенок приучается читать только глазами. К упражнению по чтению со счетом слов разработана следующая памятка:

Памятка:

Плотно сожми губы и зубы.

Читай только глазами.

Читай, как можно быстрей, считая про себя слова текста.

Ответь на вопросы к тексту.

Чтение-разведка. Это упражнение заключается в том, что ребенок на максимальной для него скорости просматривает текст и находит ответы на вопросы, поставленные взрослым перед чтением.

Памятка:

Плотно сожми губы и зубы.

Поставь палец или указку на начало строки.

Просматривая текст вертикальным движение глаз, найди ответы на вопросы.

Все эти упражнения, направленные на расширение поля зрения вполне применимы на занятиях и уроках по чтению (литературе) уже в 3-4 классах начальной школы.

На сегодня всё, до встречи!
Если Вам понравилась статья, кликните на социальные кнопки, поделитесь с друзьями. Это лучшая благодарность автору.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *