О буквах гласных и согласных. Учим читать, играя.

Прежде чем начнём учить буквы, сначала тренируем фонематический слух. Подробнее об этом ЗДЕСЬ.

Для обучения чтению дошкольников я использую букварь Н. С. Жуковой. Он сочетает в себе традиционную методику обучения чтению с логопедической.

До того, как мы с ребёнком откроем букварь, сначала много разных упражнений-игр.

Занятие начинаю с тренировки фонематического слуха. Повторяем изученные звуки. Схематически, с помощью цветных квадратиков, или крышечек, или картинок с разноцветными мальчиками и девочками обозначаем звукослияния:

Далее знакомимся сначала с новым звуком. Здесь я  использую логопедические картинки или фигурки из киндер-сюрпризов. Показываю картинку (фигурку), ребёнок называет, какой предмет изображён. Чётко проговариваю слово, протягивая первый звук или последний, в зависимости от задания.

  • Назови первый звук в слове. Последний звук.
  • Придумай слова, которые будут начинаться на этот же звук.
  • Хлопни в ладоши (или подпрыгни, или присядь), если услышишь слово, которое начинается на этот звук.
  • Какой это звук — ртораскрыватель (гласный) или ртосмыкатель (согласный)?
  • Каким цветом его обозначим?

Далее, новый звук сливаем с изученными. Называем разные звукослияния с изученными ранее звуками. Определяем место нового звука в этих звукослияниях.

А теперь работаем с буквой.

Упражнения для запоминания буквы:

  • Слепить из пластилина.
  • Выложить букву из крышечек.

  • Раскрасить букву.
  • Обвести пальчиком напечатанную на листе (или в азбуке, букваре) букву несколько раз в правильном порядке.
  • Написать букву на песке. Или… у меня, например, поднос с манной крупой.

Игра «Поймай букву»  (корректурная проба), развивает внимание, тренирует концентрацию внимания, память. Эта игра детям очень нравится.

Обведи кружочком букву – О о:

О О о У У у А о у а А А О У У о а а О у о У а у О А

У О у о а У А о О А У а о О о а А у А о о О У А о а

А о а у У А а о У у о у а О а А а о У у О а О А а о у

А о а у У а А У а о О о у А о у а А О У А о у а а о а

Чтение слогов (буквослияний)

Чтение сопровождаю составлением звуковой схемы.

Готовлю и распечатываю такие упражнения:

Мои ребята очень любят писать на маркерной доске. И мы пишем сначала буквы, потом слоги, слова, предложения. Конечно, пишем только печатными буквами.

Карточки со слогами. Ими тоже пишем слова. Да, писать можно и так. Слоги у меня есть и с большими, заглавными буквами, и с маленькими. И карточки с отдельными буквами.

Процесс обучения чтению надо сочетать с процессом обучения письму. Они взаимосвязаны.

Всего вам хорошего!!!

One thought on “О буквах гласных и согласных. Учим читать, играя.

  1. Добрый вечер Антонина Алексеевна! Прочитала ваши занятия, они великолепны!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.