Сюжетно-ролевые игры

10Подборка сюжетно-ролевых игр для дошкольников и младших школьников.

«ЛОВИШКА, БЕРИ ЛЕНТУ!»

В процессе игры у детей развивается ловкость, воспитывается честность, справедливость при оценке поведения в игре.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Все играющие закладывают за пояс сзади ленточки. По сигналу воспитателя «Беги!» разбегаются по площадке, а ловишка бегает за ними, стараясь вытянуть больше ленточек. По сигналу «Раз, два, три — в круг быстрей беги!» дети строятся в круг. Подсчитывается число взятых лент, после чего они возвращаются детям. Игра повторяется с новым ловишкой.

ПРАВИЛА

Бежать можно только по сигналу «Беги!». Лента должна свободно прикрепляться на поясе ребенка. Ловишка не имеет права забирать ленту у игрока, успевшего стать в круг. Лишившийся ленточки временно выходит из игры.

ОБОРУДОВАНИЕ

Разноцветные ленточки из бумаги или ткани по числу детей.

«ОХОТНИК(И) И ЗВЕРИ»

В процессе игры нужно учить детей быстро и далеко убегать от водящего, метать мяч в подвижную цель. Игра развивает ловкость, силу.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети, изображая разных зверей, ходят, бегают, прыгают по площадке. По сигналу воспитателя «Охотники!» звери разбегаются по площадке, залезают на скамейки, лестницы. Охотники стараются попасть в них мячом (снежком), бегая 4—5 раз.

ПРАВИЛА

Разбегаться и залезать на снаряды можно только по сигналу. Охотники должны бросать мяч в ноги убегающих (не сходя с места). Играющие могут менять положение (переходить на новое место), когда охотник берет новый мяч.

ОБОРУДОВАНИЕ

Гимнастические скамейки, лестница, мячи, шапочки зверей (медведь, зайчик, лиса, волк, дикий кабан и др.)

ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ

Игра упражняет детей в беге, развивает пространственно-слуховую ориентацию. При оценке игры следует отмечать детей, удачно выполнивших роль жмурки, проявивших смелость, выдержку.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети идут по кругу и произносят, обращаясь к стоящему в центре круга жмурке:

Мы по кругу идем, колокольчик несем. Ты глаза не открывай, где звонили — угадай!

По сигналу «Угадай!» дети разбегаются, а жмурка ловит ребенка с колокольчиком.

ВАРИАНТ

Можно глаза завязывать и ловящему н убегающему.

ПРАВИЛА

Жмурке нельзя поднимать повязку и смотреть из-под нее. Бегающий с колокольчиком звонит не все время, а с перерывами. Если жмурка не может долго поймать, выбираются новые игроки.

ОБОРУДОВАНИЕ косыночка, колокольчик.

 

«ДВА МОРОЗА»

В игре дети упражняются в беге, развивают пространственную ориентировку, быстроту, ловкость.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Играющие располагаются в «домике» на одной стороне площадки. Двое водящих — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос обращаются к детям:

Мы два брата молодые, два Мороза удалые: Я — Мороз Красный нос, Я — Мороз Синий нос. Кто из вас, друзья, решится в путь-дороженьку пуститься?

Дети хором отвечают:

Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз.

И по сигналу «Мороз!» перебегают в «домик» напротив. Оба Мороза стараются их заморозить — коснуться рукой.

ПРАВИЛА

Перебегать в дом можно лини, после окончания слов текста. «Морозить» игроков за чертой дома нельзя.

«РЫБАК И РЫБКИ»

Игра упражняет детей в беге с увертыванием, развивает быструю двигательную реакцию. ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Все дети (рыбки) плавают в реке (бегают), минуя преграды (камешки, ямки) и стараясь увертываться от рыбака. Рыбак (с завязанными глазами) старается поймать рыбок. По сигналу «Глубоко!» рыбак обходит преграды; если дети произносят слово «Мелко», значит, река чистая.

Поймав рыбку, рыбак должен назвать ее имя (имя игрока). Если назвал правильно, пойманный становится рыбаком; а если ошибся, дети кричат: «Лягушку поймал!», и рыбак отпускает игрока.

ПРАВИЛА

По сигналу «Глубоко!» все рыбки должны убегать в домики, куда рыбак не имеет права заходить. В домике может находиться только одна рыбка. Пойманную рыбку (игрока) необходимо узнать, назвать но имени, не снимая повязки.

ВАРИАНТ

Рыбок можно ловить сетью. По сигналу ведущего «Лови!» старший рыбак бросает конец веревки второму рыбаку, окружая сетью рыбок, которые не успели уплыть в глубокое место. Закинув 3—4 раза сеть, производят подсчет пойманных рыбок. Игра повторяется. ПРАВИЛА

Пойманные рыбки выбывают из игры и возвращаются после смены рыбака.

ОБОРУДОВАНИЕ

Мел, кубики, косынка, веревка.

«СОВУШКА»

В процессе игры дети упражняются в беге, лазании, воспитывается выдержка, организованность.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

По сигналу ведущего «День» дети, изображающие жучков, бабочек, лягушек, двигаются по площадке, залезают на гимнастическую стенку, прыгают и т. п. По сигналу «Ночь наступила» ребята останавливаются («засыпают»), а совушка вылетает на охоту. Заметив пошевельнувшегося игрока, совушка берет его за руку и уводит в свое гнездо.

ПРАВИЛА

Совушка может вылетать из гнезда только по сигналу «Ночь». Она не имеет права подолгу наблюдать та одним игроком. При повторении игры каждый игрок должен принимать новую позу.

ОБОРУДОВАНИЕ

Гимнастическая стенка, лестница, скамейка, доски, большие кубы, шапочки совы и других птичек, жучков, бабочек, лягушек.

«РЫБАКИ И РЫБЫ»

Игра развивает у детей ориентировку в пространстве, воспитывает честность, справедливость при оценке поведения в игре.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

По сторонам площадки чертятся круги диаметром 0,8—1 м (ямки) по числу играющих или на 1—2 меньше. Рыбы (дети) находятся в кругах. По сигналу воспитателя (удар в бубен, звук колокольчика) рыбы начинают плавать по всей реке (бегать по площадке).

По сигналу «Рыбаки!» рыбы стараются спрятаться в ямки, а два рыбака, взявшись за руки, стремятся их поймать. Находиться в ямке может только одна рыба. Как только другая рыба вбежит в ямку, первая должна ее оставить. Пойманные рыбы помогают ловить остальных рыб.

ПРАВИЛА

Рыбки начинают плавать в реке и прятаться в домики (ямки) только по сигналу. В ямке может находиться только одна рыбка.

ОБОРУДОВАНИЕ Бубен (колокольчик), мел.

«ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ»

В процессе игры дети упражняются в беге, лазании, прыжках; развивают ориентировку в пространстве, ловкость.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

По сигналу воспитателя «Солнышко!» дети, изображая птиц, бегают по залу. По сигналу «Ветер, буря!» — поднимаются на гимнастическую стенку, наклонные лестницы, доски. ПРАВИЛА

Птицы должны вылетать из своего дома только по сигналу и летать по всей площадке: при подъеме на лестницу и спуске не пропускать перекладин, спрыгивать с нижней ступеньки. Но сигналу ведущего («Раз два-три!». хлопок в ладоши) птицы, не успевшие залететь в дом, выбывают из игры.

ОБОРУДОВАНИЕ

Гимнастическая стенка, лестница, наклонные доски, шапочки птиц.

«КАРУСЕЛЬ»

В процессе игры совершенствуются умения детей ходить и бегать в умеренном и быстром темпе, с поворотом кругом, не останавливаясь, вырабатывается правильная осанка, дети приучаются действовать организованно.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети идут по кругу, взявшись за шнур правой рукой, и выполняют движение соответственно тексту:

Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,

А потом кругом, крутом, все бегом, бегом, бегом,

бегут два раза по кругу и по сигналу воспитателя «Поворот» меняют направление движения, взявшись за шнур девой рукой. Продолжают произносить слова:

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два!

Вот и кончилась игра!

По сигналу «Кончилась играл опускают шнур на пол (землю) и расходятся. По сигналу воспитателя (удар в бубен, три хлопка) игра повторяется.

ПРАВИЛА

Выполнять движения согласно тексту, ритмично двигаясь и сохраняя интервал в круге. Занимать места в «карусели» можно только по звонку. Игрок, не успевший занять место после 3-го звонка, выбывает из игры.

ОБОРУДОВАНИЕ Шнур (длина 8—10 м), бубен.

«ПОЖАРНЫЕ НА УЧЕНИИ»

(По произведению С. Маршака «ПОЖАР»)

Задачи игры — упражнять в ходьбе по наклонной доске, в беге и лазании; действоват ь согласованно, по сигналу.

ОПИСАНИЕ ИЕРЫ

По сигналу начальника пожарной части (роль играет воспитатель или ребенок) пожарные машины выезжают на задание (в каждой машине 1 водитель и 4—5 пожарных). По сигналу «Тушить пожар!» пожарные быстро взбираются по наклонной и вертикальной лестницам (по канату, шесту пли перекладине), выносят детей (кукол). По сигналу «Отбой!» пожарные занимаю1 места с машинах и уезжают.

В конце игры отмечают, как справились с заданием пожарные каждой команды (машины). ПРАВИЛА

Выполнять задания точно по сигналу. Подниматься по снаряду и спускаться установленным способом.

ОБОРУДОВАНИЕ

Гимнастическая лестница (стенка), приставная лестница (доска), куклы, шнур, каски пожарных.

«ЗАЙЦЫ И ВОЛК»

Задача игры — упражнять детей в быстром беге, прыжках на месте и в длину с разбега, гтерелезании; развивать смелость, внимание, выдержку.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Зайцы устраивают себе домики (чертят кружочки, становятся на скамейки и др.). Домик волка — сбоку площадки. Воспитатель или все дети вместе произносят слова:

Зайцы скачут — скок, скок, скок да на беленький снежок (на зелененький лужок).

Греют лапки, греют ушки,

ставят ушки на макушке,

Приседают, слушают: не идет ли волк!

С началом текста зайцы выпрыгиваю: из домиков и разбегаются по площадке, выполняя движения в соответствии с текстом. По сигналу воспитателя «Волк!» зайчики перепрыгивают речку (бревно, ров) и скрываются в лесу, в своих домиках. Волк старается их поймать.

ПРАВИЛА

Зайцы перепрыгивают речку • а двух ногах. В домике зайцев ловить нельзя. Пойманные зайцы идут в дом волка.

ОБОРУДОВАНИЕ

Мел, гимнастические скамейки, шапочки волка и зайчиков.

 

«УДОЧКА»

В процессе игры дети упражняются в прыжках на одной и двух ногах на месте, вырабатывают правильную осанку.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети стоят по кругу, воспитатель — в центре. По сигналу «Раз, два, три!» воспитатель начинает вращать удочку (шнур с привязанным на конце мешочком с песком) по кругу над полом (землей). Дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их. и меняют положение ног по сигналам воспитателя «На обеих», «На левой», «На правой».

ПРАВИЛА

Подпрыгивать только при приближении удочки. Менять положение ног только по сигналу ведущего.

ОБОРУДОВАНИЕ Удочка (веревка).

«НЕ НАМОЧИ НОГ»

Игра развивает у ребят координацию движений, учит выполнять двигательные задания, стремиться к достижению цели.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

По сигналу воспитателя «Вперед!» первые игроки из каждой команды должны переправиться через «болотоv с помощью двух дощечек. Каждый следующий игрок начинает переправу тогда, когда предыдущий перейдет «болото».

One thought on “Сюжетно-ролевые игры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *