Враги скорочтения — регрессия. Обучение динамическому чтению.

скорочтениеЗдравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители! Проблема с развитием техники чтения в начальных классах — это просто горячая точка в обучении младших школьников. Я предлагаю вам сегодня начать знакомство с очень интересной методикой развития скорочтения. Она называется «Динамическое чтение».

Динамическое чтение — качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки. При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом. Динамическое чтение — это чтение глазами.

Начинать работу над развитием динамического чтения можно в любом классе и в любое время. И в любом возрасте! Единственное условие — работать каждый день.  С чего начинать? Прежде всего, выявляем факторы, мешающие быстрому чтению.

  • Регрессия- возвратное движение глаз.
  • Малое поле зрения.
  • Неумение найти главное в тексте. Многие читатели не умеют пропускать через «фильтр» избыточную информацию.
  • Недостаточное использование явления адаптации (смысловой догадки).
  • Артикуляция. Слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат. Некоторые при чтении шевелят губами или шепчут.

Всё это вместе взятое замедляет чтение.

Сегодня я познакомлю вас со способами борьбы с первым врагом скорочтения — регрессией.

Борьба с регрессией с помощью шаблона.

Для борьбы с регрессией, как правило, используется специальный шаблон, который закрывает уже прочитанные слова. Шаблон должен быть абсолютно однотонный, желательно белого цвета.

Для изготовления шаблона необходимо взять лист плотной бумаги (размером 6-7 см на 10-12 см), в нижнем правом углу сделать вырез длиной 4 см, а высотой 5 мм, причем размеры могут варьироваться в зависимости от формата (шрифта, расстояния между строчками) текста, который вы используете в качестве тренировочного.

Теперь наложите шаблон на первую строку предлагаемого текста так, чтобы в прорези на шаблоне было видно первое слово, и, читая текст, начинайте передвигать шаблон, чтобы он закрыл уже прочитанные слова.

Выполнив несколько упражнений с одним текстом, переходим на другие тексты. Причем желательно, чтобы они касались тематики, с которой вы незнакомы. Упражняйтесь до тех пор, пока не сможете читать полностью незнакомый текст, затрачивая на одну строку не более 1 секунды.

В данном упражнении перед вами не ставится задача запоминания и переработки прочитанного, главное — скорость чтения.

Перст указующий…

Один из способов устранения регрессии — чтение с помощью указки (вязальной спицы, карандаша, ручки, или, в крайнем случае, пальца). Используя палец в качестве своеобразной указки, мы усиливаем сфокусированность и концентрацию на тексте.

Для достижения наилучшего эффекта при чтении тренировочного текста попросту размещайте указку под той строкой, которую читаете, и плавно двигайте её по мере чтения.

Время от времени увеличивайте скорость с помощью указки, читая чуть быстрее, чем вам удобно, для того, чтобы тренировать свой навык чтения так же, как постепенный рост нагрузок при физических упражнениях увеличивают мышечную силу.

Чтение вслух.

Один из наиболее эффективных способов борьбы против регрессии — чтение вслух. Предложенный текст вы должны читать плавно, но быстро — в темпе разговорной речи. Может возникнуть резонный вопрос — а как же артикуляция, от которой мы также должны избавляться? Но ничего не поделаешь, к сожалению, чтобы бороться с одним врагом скорочтения, приходится использовать другой.

В ближайшее время я познакомлю вас со способами борьбы с остальными врагами скорочтения, а также вы узнаете как начинать работу над развитием скорочтения уже в первом классе, а точнее, в тот период, когда ребенок только начинает учиться читать.

Если Вам понравилась статья, кликните на социальные кнопки, поделитесь с друзьями. Это лучшая благодарность автору.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *