Прежде чем начнём учить буквы, сначала тренируем фонематический слух. Подробнее об этом ЗДЕСЬ.
Для обучения чтению дошкольников я использую букварь Н. С. Жуковой. Он сочетает в себе традиционную методику обучения чтению с логопедической.
До того, как мы с ребёнком откроем букварь, сначала много разных упражнений-игр.
Занятие начинаю с тренировки фонематического слуха. Повторяем изученные звуки. Схематически, с помощью цветных квадратиков, или крышечек, или картинок с разноцветными мальчиками и девочками обозначаем звукослияния:
Далее знакомимся сначала с новым звуком. Здесь я использую логопедические картинки или фигурки из киндер-сюрпризов. Показываю картинку (фигурку), ребёнок называет, какой предмет изображён. Чётко проговариваю слово, протягивая первый звук или последний, в зависимости от задания.
- Назови первый звук в слове. Последний звук.
- Придумай слова, которые будут начинаться на этот же звук.
- Хлопни в ладоши (или подпрыгни, или присядь), если услышишь слово, которое начинается на этот звук.
- Какой это звук — ртораскрыватель (гласный) или ртосмыкатель (согласный)?
- Каким цветом его обозначим?
Далее, новый звук сливаем с изученными. Называем разные звукослияния с изученными ранее звуками. Определяем место нового звука в этих звукослияниях.
А теперь работаем с буквой.
Упражнения для запоминания буквы:
- Слепить из пластилина.
- Выложить букву из крышечек.
- Раскрасить букву.
- Обвести пальчиком напечатанную на листе (или в азбуке, букваре) букву несколько раз в правильном порядке.
- Написать букву на песке. Или… у меня, например, поднос с манной крупой.
Игра «Поймай букву» (корректурная проба), развивает внимание, тренирует концентрацию внимания, память. Эта игра детям очень нравится.
Обведи кружочком букву – О о:
О О о У У у А о у а А А О У У о а а О у о У а у О А
У О у о а У А о О А У а о О о а А у А о о О У А о а
А о а у У А а о У у о у а О а А а о У у О а О А а о у
А о а у У а А У а о О о у А о у а А О У А о у а а о а
Чтение слогов (буквослияний)
Чтение сопровождаю составлением звуковой схемы.
Готовлю и распечатываю такие упражнения:
Мои ребята очень любят писать на маркерной доске. И мы пишем сначала буквы, потом слоги, слова, предложения. Конечно, пишем только печатными буквами.
Карточки со слогами. Ими тоже пишем слова. Да, писать можно и так. Слоги у меня есть и с большими, заглавными буквами, и с маленькими. И карточки с отдельными буквами.
Процесс обучения чтению надо сочетать с процессом обучения письму. Они взаимосвязаны.
Всего вам хорошего!!!
Добрый вечер Антонина Алексеевна! Прочитала ваши занятия, они великолепны!